Смысл жизни

О смысле жизни мы разговариваем с иеромонахом Макарием (Маркишем), преподавателем Иваново-Вознесенской Духовной семинарии.

— Какой смысл в жизни человека, если в конце концов он все равно умрет?

— Если существование человека ограничено сроком его земной жизни, то, естественно, никакого смысла в этой жизни нет и быть не может. Ведь само понятие «смысла» любого предмета связывает его с чем-то иным, внешним; а если за пределами нет ничего, то и смысла нет.- Можно сказать и больше: как свидетельствует экзистенциальная психотерапия, люди не прекращают попытки обрести смысл жизни (те, кто утратил его по той или иной причине), что подтверждает бытие человека за пределами телесной смерти. Как замечено еще Тертуллианом в начале III века, душа человека по природе христианка. Эту природу можно заглушить, исказить и подавить, но уничтожить — невозможно.

— Что делать, если чувствуешь, что твоя жизнь — бессмысленна? Если не можешь найти свое место?

— Христос дает на это ответ в одно слово: покаяться. Проблема в том, что сам смысл слова «покаяние» ускользает от тех, кому оно так необходимо. Слово это, по-гречески «метаниа», означает перемену сознания, изменение строя мысли: именно это и требуется для восстановления смысла бытия.

— Как же переменить свое сознание? И что будет после этой перемены? Ощущение бессмысленности бытия исчезнет?

— Когда человек открывает глаза, то исчезает не столько «ощущение темноты», сколько дезориентация и беспомощность. Ощущения касаются меня самого; способность видеть — объективного мира вокруг меня. Перемена сознания (покаяние) происходит путем перемены воли — а воля человека свободна. Соедини свою волю с волей Христа, восстанови свой контакт с Ним, возьми Его протянутую руку — и откроется смысл твоей жизни.

— Здесь многие, наверное, могут сказать: где же эта протянутая рука, если в моей жизни сплошные печали и горести? И самое главное: как восстановить этот контакт? Что конкретно нужно сделать?

— Несмотря ни на какие печали и горести, протянутую руку Спасителя мы всегда способны обнаружить. Ответ на вопрос «Что нужно делать?» не вызывает сомнений, если вспомнить: христианство — это не (только) учение, но прежде всего образ жизни. Изменить свой образ жизни на христианский — для чего в каждой жизненной ситуации есть сотни возмжностей — и составляет практическую задачу покаяния.

— Есть ли вообще у человека какое-то свое определенное место, которое он может занять и почувствовать радость и покой в душе? Или какая-то миссия, которую ему необходимо исполнить?

— У каждого — свое место, своя миссия… Но, что самое главное, буквально по пословице, не место красит человека. Человек — если он достоин своего богоданного звания — способен достойно занять любое место, исполнить любую благую миссию; и напротив, уклонение от Христа уничтожает человека на любом месте, в любых, даже самых благотворных условиях.

Как-то получил я одновременно два письма. Первое пришло от моего старого друга, хорошего, доброго и разумного человека. В наши трудные времена внешние обстоятельства его жизни сложились как нельзя лучше. У него любимая и любящая жена, интересная, полезная работа (охрана окружающей среды), в доме полный достаток и мир, сын работает, дочь учится, все здоровы и обеспечены всем необходимым. И о чем же он пишет?

«Не знаю, что мне делать… Я ужасно выматываюсь на работе, постоянно нервничаю, а дома не могу отдохнуть, нервничаю еще больше. Каждый новый день, каждая новая неделя для меня как пытка: я не вижу света в конце тоннеля… Я в отчаянии».

А во втором письме было сказано:

«Слава Богу! Мне очень хорошо живется. Я испытываю радость от каждой прожитой минуты. Мне, грешному человеку, Господь указывает путь к исправлению. Идти нелегко, но зато какая радость от каждого сделанного шага… Я научился быть счастливым».

Это радостное письмо пришло из довольно безрадостного места — из тюрьмы особого режима. Написал его человек, которому несколько лет назад был вынесен смертный приговор, впоследствии замененный на пожизненное заключение. За что именно — говорить не буду; достаточно сказать, что приговор был справедливым.

Удивительно, как два этих письма переговариваются друг с другом, как заключенный, уголовный преступник, сам того не зная, дает урок свободному, благополучному и благонамеренному человеку… В нем было много зла. Очень много. Но из глубины страданий, испытанных им, он увидел Бога — и душа его исцелилась: он буквально _научился жить_ — хотя учеба эта была горестной и страшной. Но он выдержал.

Что же касается моего благополучного друга, то от него не требовалось таких усилий. Душа его была свободна от зла (хотя про какую душу мы можем сказать, что она _полностью_ свободна от зла?), и он мог бы, возрастая в добре, увидеть свет Небесного Царства в этой земной жизни, построить истинное счастье для себя и своих близких… Но он этого не сделал. Нет, он не совершил никаких преступлений — но он, оберегая себя от «болезненных и спорных вопросов», от «внутренних конфликтов и противоречий», остановился в неподвижности. А в духовной жизни неподвижность означает неудержимое скатывание вниз. И печальные строки его письма служат тому ясным подтверждением.

— Так все-таки надо искать «свое» место или стараться красить собой то место, на котором ты сейчас находишься? Или как-то сочетать и то, и другое?

— Здесь ответ — здравое рассуждение, дар, который человек принимает от Бога и развивает его своей христианской жизнью. Если я не имею слуха, глупо будет пытаться украсить собою симфонический оркестр. Если же я женат, то, еще глупее будет пытаться украсить собою постель соседки.

Иеромонах Макарий (Маркиш). Биография:

Родился в 1954 году, окончил Московский институт инженеров транспорта. С 1985-го по 2000 год работал программистом в США. Окончил Свято-Троицкую духовную семинарию в Джорданвиле, штат Нью-Йорк. В 2002 году по возвращении в Россию принял постриг, в 2003-м рукоположен в сан священника. Отец Макарий участвует в различных форумах, круглых столах, интернет-семинарах и конференциях, чтобы помочь людям найти ответы на важные вопросы. В настоящее время он преподает в Ивано-Вознесенской Духовной семинарии. Работает в правлении двух общественных групп: Комитета защиты семьи, детства и нравственности «Колыбель» и Христианской ассоциации молодежи и семьи. Любимый жанр публицистики о. Макария — открытый разговор.